TTI SFU Survival Guide Wiki
Advertisement

Официальный сайт города Таганрога []

Информационный портал Taganrog.su

Форум города Таганрога

Официальный сайт г. Таганрога: http://tagancity.ru

История []

Ранний период[]

Археологические исследования установили, что на месте нынешнего Таганрога в VII—VI вв. до нашей эры существовало греческое поселение, в настоящее время полностью разрушенное морем. Оно изучено только по фрагментам керамики, которые и сейчас можно найти на берегу Азовского моря. Существует гипотеза, что это поселение носило название Кремны (греч. Κρημνοὶ), упоминаемое у античных авторов[4]. Поселение было основано во второй половине VII в. дон. э. и разрушено после середины VI в. дон. э., вероятно, в результате набегов кочевых скифов. Помимо Таганрогского поселения, в VII в. дон. э. на северном берегу Чёрного моря существовала только одна греческая колония на острове Березань.[5]

В эпоху активной колонизации итальянцами бассейна Чёрного моря примерно в XIII веке здесь был построен город-порт Порто-Пизано.[6]

Конец XVII — конец XVIII века[]

В 1696 году, после взятия Азова, по приказу Петра I начались изыскания и работы по строительству гавани и крепости на Таганьем Роге. Инженер Лаваль, руководивший до этого укреплением Азова, заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем году, Пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семеновская крепость). Этими работами руководили уже барон Эрнест фон Боргсдорф, Рейнгольд Трузин и датчанин Юрий Франк. Но и это решение так же было признано не вполне правильным и работы были перенесены на место нынешнего Таганрога.

12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…» Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троицком на Таган-Роге. Строительство гавани велось под руководством Матвея Симонта, крепостное строительство возглавил «инженер городового дела»— швед Рейнгольд Трузин. Первый же план крепости составил Эрнст Фридрих Боргсдорф, австрийский барон, военный инженер-строитель. В 1698—1699 годах он был главным смотрителем работ в крепости.

Троицкая крепость представляла собой сегмент территории оконечности мыса, огороженного земляным валом высотой 8 м и рвом глубиной 5 м при ширине 40 метров. Общая протяженность 3 км. В центре (по оси нынешней улицы Чехова) вал достигал примерно нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны вала упирались в обрывы. В крепостной вал были встроены: три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Внутри, вдоль вала были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Внутри территория крепости имела радиально-лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель «московского барокко».

Вход в гавань оборонял форт «Черепашка», устроенный на рукотворном острове. Конструкция его молов и фундамента, установленных на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой передовой и впервые использовалось в России. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 кубометров камня. Матвей Симонт, один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, сообщал в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена». Немецкий генерал Христофор Герман Манштейнв своих «Записках о России» писал: «… Он (Петр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы». [1][2]План Таганрогской гавани 1704 г./В дополнение к Троицкой были возведены Павловская крепость (ее валы ещё сохранились на окраине хутора Гаевка) в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семеновскую крепость. В крепостях и укреплениях линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана, между Павловской и Семеновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Между ними был протянут земляной Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Федор Апраксин.

Петр I писал губернатору И. А. Толстому: «Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог». Таганрог— первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану, а таганрогская гавань— первая в мире построенная не в естественной бухте, а в открытом море.

И даже по устойчивым слухам, якобы Екатерина II, в письме Вольтеру обронила: Пётр Великий предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией.

Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». В 1699 году в крае учреждена первая в истории России каторга, а Таганрог становится её центром. Приговаривались к ссылке в Приазовье и чиновники, и духовные лица, а также выходцы из дворянства. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны— в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которые были поселены на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма.

Зимой и весной 1709 года Петр I находился в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Петр писал А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть». В это время в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Гото-Предестинация» и «Шпага», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», 30-40-пушечные «Вилькельчаг», «Дельфин», «Еж», «Меркурий» и «Соединение».

В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой— гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана». В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 г. из Москвы, Ф. М. Апраксин сообщает: «Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю». Медаль эта, известная в значительном количестве копий, была овальной формы, с ушком. На её лицевой стороне действительно был изображен Петр I, а на оборотной стороне— план крепости и гавани Таганрога, дата «1709» и надпись «ЗА ДЕЛО ГАВАНИ КАПИТАНУ МАТВЕЮ СИМОНТОВУ»…

В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф. А. Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов,Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф. Ф. Ушаков и многие тысячи офицеров и матросов. В 1711 году, после провала Прутского похода, по условиям Прутского мирного договора Россия обязалась разрушить гавань и город, что и было сделано в феврале 1712 года.

«Как не своею рукою пишу, — сообщал Петр Апраксину, — нужно турок удовлетворить… Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит».

Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами был передислоцирован в крепость недалеко от Черкасска (ныне— станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. 24 года Приазовье находилось под властью турок. Если Азов они старались укреплять, то Таганрог был полностью заброшен. В ходе очередной русско-турецкой войны в 1736 году после четырёхмесячной осады Азов был вновь взят, отошел к России и Таганрог. Сразу же началось восстановление крепости. Но после заключения союзника России Австрии сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления опять пришлось срыть, хотя территория и остались за Россией. Россия также не имела права иметь на юге военный и коммерческий флот, а торговля на Чёрном и Азовском морях могла вестись исключительно на турецких судах.

И только после победоносной войны 1768—1774 годов Россия вернула себе эту землю уже окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а гавань стала базой для создания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II говорит: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов … и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла …» В личном письме А. Н. Сенявину императрица уточняет задачи на 1770 год: «Главный предмет будущего года на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, чтобы через то получить зунд (пролив) Чёрного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная».

В конце апреля 1771 года А. Н. Сенявин сообщает президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот ещё не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого … здесь не видали». А в конце мая 1771 года под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. И. Долгорукова. В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, а строительство военных кораблей перенесли в Херсон, а Таганрог превратился в купеческий портовый город.

После основания Севастополя в 1783 году Таганрог потерял военно-стратегическое значение и превратился в крупнейший торговый порт России. Развитию города способствовала близость к сельскохозяйственным районам. Шла торговля пшеницей, льном, паюсной икрой, пенькой. В Таганроге были открыты 15 иностранных консульств.

XIX век[]

В конце мая (30 числа) 1820 года в Таганроге, проездом на Кавказ, останавливался А. С. Пушкин. Он ночевал в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова. Спустя пять лет, 19 ноября 1825 года, в этом доме (угол Греческой ул., 40 и Дворцового (Некрасовского) пер.) скончался император Александр I. Позже в доме был открыт первый в России мемориальный музей императора Александра Благословенного. Таганрог стал первым городом в Российской империи, где в 1808 году был введен коммерческий суд. В 1806 в городе была открыта коммерческая гимназия, нынче Гимназия № 2 им. А. П. Чехова.

В ходе Крымской войны 1853—1856 годов англо-французская эскадра в мае 1855 года вошла в Азовское море, стараясь лишить русскую армию в Крыму тыловых баз[7]. Эскадра бомбардировала Таганрог и пыталась высадить десант. Во время десантной операции вблизи Таганрога казаками была уничтожена канонерская лодка «Джаспер». В августе англо-французская эскадра, прекратив безуспешные попытки, ушла из Азовского моря.

В 1868 году Таганрог был соединён железной дорогой с Харьковом, а в 1870 году и с Ростовом-на-Дону. В XIX веке город был центром торговли, с того времени сохранились интересные особняки итальянских и греческих купцов. Родина Антона Павловича Чехова, Ф. Г. Раневской, К. А. Савицкого, Д. М. Синоди-Попова, В. Я. Парнаха, С. Я. Парнок. В конце XIX века начала развиваться промышленность, были построены металлургический, котельный, машиностроительный заводы.

XX век[]

[3][4]Почтовая марка России, 1998 год: 300 лет ТаганрогуВ 1908 году в Таганроге была построена первая электростанция.

В 1916 году в Таганроге работал Константин Георгиевич Паустовский. Сначала на котельном заводе Нев-Вильде, принадлежавшем бельгийской акционерной компании, а после на маслобойном заводе подручным слесаря.[8].

В декабре 1917 — январе 1918 начальником гарнизона Таганрога был полковник А. П. Кутепов. С августа по декабрь 1919 год в Таганроге располагалась Ставка генерала Деникина — Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Юга России.

Зимой 19171918 в Таганроге под вымышленным именем греческого подданного Мандусакиса скрывался видный военачальник Императорской армии генерал Павел Карлович Ренненкампф. После отказа вступить в Красную Армию, генерал Ренненкампф был арестован ВЧК, подвергнут пыткам и расстрелян (1 апреля 1918). Коллекция китайского искусства, собранная Ренненкампфом, в настоящее время находится в Таганрогском краеведческом музее (Дворец Алфераки). Могила генерала Ренненкампфа находится на старом Таганрогском кладбище.

В 1918 в город из Екатеринослава было эвакуировано большевистское правительство Украины. В 1920−1925 Таганрог входил в состав Донецкой губернии УССР, в 1925 году был возвращён в состав РСФСР.

Как центр заселённой украинцами округи Таганрог был определённым очагом украинской жизни: в 1905—1915 годах тут действовало украинское общество. Во время гражданской войны 19171921 годов на город претендовала Украинская Народная Республика, с приходом советской власти в 19201924 годах Таганрог с округой входил в состав Украинской ССР. По переписи 1926 года украинцы в городе Таганроге составляли 34,6 % всего населения, русские— 55,2 %, но во всём Таганрогском округе украинцы составляли абсолютное большинство— 71,5 %, русские — только 21,9. С 1937 года город в составе Ростовской области.

С 20-х годов XX века в городе интенсивно развивалась промышленность.

XXI век[]

3 ноября 2011 года Указом №1459 Президента РФ Д. А. Медведева за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Таганрогу было присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Торжественный митинг, посвящённый этому событию, состоялся у памятника основателю Таганрога Петру.

Климат[]

Таганрог— южный приморский город, находится на юго-западе Ростовской области. Климат относительно сухой, умеренно-континентальный с избытком тепла и относительным недостатком влаги, смягчается морскими бризами. Среднегодовая температура— +10,6 °C. Максимальные температуры июля— до +35−40 °(иногда до 43)C (в тени), абсолютный минимум января— до −30 °C,в основном минимальные температуры до −10 °C. Характерны сильные ветры, сопровождаемые иногда нагонной волной, приводящей к подмыванию берега и оползням.

  • Среднегодовая температура воздуха— 10,6 °C
  • Относительная влажность воздуха— 63,0 %
  • Средняя скорость ветра— 4,3 м/с
Средняя температура в городе по месяцам:
Дек. Янв. Фев. Мар. Апр. Май. Июн. Июл. Авг. Сен. Окт. Ноя.
-2.1° -2.6° -2.6° +2.7° +11.1° +17.6° +21.4° +24.6° +23.8° +18.1° +11.1° +2.8°

http://nesiditsa.ru/city/taganrog

Современная экономика[]

Дворец Алфераки.

Таганрог — важный промышленный центр Юга России.

Крупнейшее предприятие — Таганрогский металлургический завод (ОАО «ТАГМЕТ»): производство стали, стальных труб для нефтяной и газовой промышленности, товаров народного потребления.

В городе была мощно развита машиностроительная промышленность: Комбайновый завод, завод «Красный котельщик» (производство котельного оборудования для электростанций), «Прессмаш» (кузнечно-прессовое оборудование), «Виброприбор», выпуск торгового оборудования, электротермического оборудования, «Прибой», судоремонтный. Имеется ряд предприятий оборонной промышленности.

На базе бывшего «Таганрогского комбайнового завода» работал ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ), собиравший по лицензии седаны компакт-класса Hyundai Accent, полноразмерные бизнес-седаны Hyundai Sonata, внедорожники Hyundai Santa Fe Classic и малотоннажные грузовики Hyundai Porter. ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей» на базе «Таганрогского комбайнового завода» с декабря 2006 года выпускал 18-местные пассажирские автобусы Hyundai County, предназначенные для внутригородских и пригородных перевозок, а также для использования в качестве корпоративного транспорта.

ТАНТК им. Бериева — разработка и производство самолётов-амфибий, в том числе и легендарного Бе-200.

Также имелся ряд предприятий химической (завод «Термопласт»), лёгкой (кожевенный завод и другие) и пищевой (рыбный, мясной, кондитерский, мукомольно-крупяной заводы) промышленности, закрытый лакокрасочный.

В Таганроге находится штаб-квартира одного из ведущих экспортёров зерна, агропромышленной компании «Югтранзитсервис».

Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах (2007 года) составил 31,1 млрд руб.(без ТагАЗ — отгруженных товаров собственного производства прим. 31 млрд руб.).

В соответствии с «Рейтингом 250 крупнейших промышленных центров России», который ведёт Институт территориального планирования «Урбаника», Таганрог в 2013 году занял в стране 109-е место с объемом промышленного производства 48,2 млрд рублей, уступив среди городов Ростовской области Ростову-на-Дону (37-е место) и Новошахтинску (98-е место)[43]. В 2011 году Таганрог в этом рейтинге занимал 99 место[43].

Предприятия Таганрога[]

  • ОАО «Таганрогский металлургический завод» / ОАО «Тагмет»
  • ОАО «Красный котельщик»
  • ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (в 2007 году прекратил производство комбайнов)
  • Филиал «Таганрогский» ООО «ТагАЗ» (объявлен банкротом в 2013 году)
  • ОАО «Таганрогский кожевенный завод» (переносится в 2014 году в станицу Кущевскую[44])
  • ОАО «Таганрогский завод „Прибой“»
  • ОАО «Красный гидропресс»
  • ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева»
  • ОАО «Таганрогская авиация»
  • ОАО «Виброприбор»
  • ОАО «Таганрогский морской торговый порт»
  • ООО «Таганрогская Мебельная Компания»
  • ОАО «325 АРЗ»
  • ООО «Завод Кристалл»
  • ЗАО «Таганрогский кирпичный завод» (закрыт в 2011)
  • ЗАО ТПО «Лемакс»
  • ОАО «Таганрог-Молоко» (закрыт в 2012)
  • Таганрогский судоремонтный завод
  • Таганрогский завод игрушек «Искра» (закрыт в 1999 году)
  • Таганрогский завод пчеловодного инвентаря
  • Таганрогский пивоваренный завод (закрыт в 2011)
  • Таганрогский рыбзавод (закрыт в 2000-е)
  • Таганрогская кондитерская фабрика
  • ОАО «ИНПРОМ»
  • ИНПРОМ ЭСТЕЙТ
  • ЗАО «Югтеплокомплект»
  • МУП «Трамвайно-троллейбусное управление»
  • ОАО «Автоколонна № 1423»
  • КТ ТМЗ «Черноиванов и К»
  • ООО «Полимерпром»
  • ООО «Мегалинк»
  • ООО «Оджетто Веб»
  • ООО «АВИАОК Интернейшенел»
  • ООО «Рус Визардс»
  • ООО НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ»
  • ОАО «Стройдеталь»
  • ООО «Циркон»
  • ООО «ЮГСП» «Художественная ковка»
  • ОАО «23-й металлообрабатывающий завод»
  • ОАО «Термопласт»
  • ЗАО «Монтажспецстрой»
  • ЗАО «Эко-Гидропресс»
  • НТЦ «ИНТЕХ» ЮФУ
  • ЗАО «ИНТЕХ»
  • ООО Стройкомплекс «Брик»
  • ООО «Простые Средства Связи»
  • ООО «Компания КПИ»
  • ООО «Юг-Зерно-Т»
  • ГК «ТаганрогПромСтрой»
  • ОАО «Гефест-ВПР»
  • ОАО «ТаганрогСтальКонструкция»
  • ООО «Таганрогский мебельный комбинат „ТАМЕК Плюс“».
  • ООО «Югтрэйдэкспорт»
  • ЗАО «Фамадар Картона Лимитед»
  • ООО НПКФ «Медиком МТД»
  • ЗАО «Донстрой»
  • ГК «Pudoff»
  • ООО "УК "Прессмаш"

Население[]

Население — 253 587 чел. (2014), агломерация —более 325 000 чел. В Таганроге проживает около ста национальностей. Самые крупные диаспоры: греческая, еврейская и армянская. Внутреннее деление: пять территориальных управлений (округов): Центральное, Приморское, Промышленное, Западное, Северное.

Taganrog-4

Именно благодаря многонациональности населения Таганрога, администрация города ежегодно проводит различные мероприятия по гармонизации межэтнических отношений. Например, Праздник национальных культур. Впрочем, даже без подобных праздников народ Таганрога довольно сплоченный, по крайней мере, здесь очень редки межнациональные конфликты.

Так как в городе функционируют несколько достаточно крупных университетов, в Таганроге немалое место занимает прослойка интеллигенции, студентов и работников сферы образования. На обучение также приезжают люди из области, более мелких городов и поселений. Попадая в Таганрог можно заметить большое количество молодых людей и подростков. Не стоит обманываться, по большей части, это приезжие студенты, многие из которых, по опыту прошлых лет, вряд ли после окончания обучения останутся в городе.

По субъективным наблюдениям, впрочем, подтверждаемым статистикой, в Таганроге проживает множество украинцев. Возможно, это произошло из-за близости с границей Украины. А вообще, если рассматривать более подробно профессиональный сегмент, то естественным является тот факт, что в городе множество рыбаков, либо людей, так или иначе задействованных в данном секторе. В Таганроге существуют даже специальные рыбацкие поселения. Кроме того, исторически сложилось, что Таганрог является торговым городом. Опять же на это влияет расположение у моря и близость к границе. Кроме студентов из разных городов, летом Таганрог наполняют туристы. Туристическая сфера приносит ощутимые доходы городу, это способствует развитию торговой профессии, представителей которой достаточно много живет и работает в Таганроге.

По большей части, люди в Таганроге живут дружелюбные и радушные, возможно из-за этого город сразу становиться своим. Общая образованность и характер населения не имеют существенных различий в разных районах.

Динамика численности населения города[]

Численность населения
1811[30] 1840[30] 1856[30] 1863[30] 1897[31] 1914[30] 1923[30] 1926[31] 1931[30] 1939[31]
7400 ↗22 500 ↘18 500 ↗42 400 ↗51 000 ↗68 400 ↘68 300 ↗86 000 ↗120 000 ↗189 000
→189 000 ↗202 062 ↗220 000 ↗245 000 ↗254 154 ↗268 000 ↗272 000 ↗276 444 ↗283 000 ↗291 000
↗291 622 ↗293 200 ↘291 600 ↘289 900 ↘284 400 ↘282 100 ↘282 000 ↘281 900 ↘277 000 ↘273 000
2006[30] 2007[30] 2008[30] 2009[38] 2010[39] 2011[38] 2012[40] 2013[41] 2014[2]
↘268 600 ↘264 400 ↘260 700 ↘257 611 ↗257 681 ↘257 221 ↘256 565 ↘254 783 ↘253 587
Половой и возрастной состав
Численность населения городского округа Таганрога по полу
по состоянию на 1 января 2012 года
Городское население
Всего Мужчины Женщины
256 565 114 970 141 595

Транспорт[]

Транспорт в Таганроге представлен маршрутным такси, автобусом, троллейбусом, трамваем, электричками, поездами, самолётами, теплоходами.

В городе имеются два железнодорожных вокзала и две крупных грузовых станции:

  • Таганрог-Пассажирский — главный (он же Новый) вокзал
  • Таганрог II — пригородный (он же Старый) вокзал, грузовая станция
  • Марцево — Крупнейшая грузовая станция, вокзал для пригородных поездов успенского направления
  • три платформы — «Мебельный комбинат», «Красный котельщик» и «Михайловка».

Эти станции принимают пассажирские и грузовые поезда, электрички.

Таганрогский морской торговый порт обеспечивает перевалку металла и угля, зерна, нефтепродуктов. В городе имеется яхт-клуб, лодочные станции, пристани. Ранее был морской вокзал, ныне принадлежит Таганрогскому морскому порту.

Воздушное пассажирское сообщение осуществляется через аэропорт Таганрог-Южный. Регулярно осуществляются авиа-полеты по маршруту «Таганрог — Москва» (обслуживающая авиакомпания: «Ямал (авиакомпания)») (данные по состоянию на апрель 2014 года). Также работают аэродром им. Бериева и аэродром «Таганрог-Центральный».

Городской транспорт представлен трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными такси. Пассажирские перевозки осуществляются восемью транспортными компаниями:

  • МУП «ТТУ» — Трамвай N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1-3, Троллейбус N1, 2, 3, 4, 5, 7, 8.

Автобусные городские маршруты № 1-77, 117; пригородные № 101—130

  • ООО «Автолайн» — Маршрутное такси
  • ООО «Автолайн-К» — Автобусы большой и малой вместимости, междугородные рейсы
  • ООО «Автолайн-Ко» — Маршрутное такси
  • ОАО «Автоколонна № 1423» — Автобусы большой и малой вместимости, пригородные и междугородные рейсы
  • ОАО «РГАТП-1,(Таганрогский Филиал)» — Маршрутные такси
  • ООО «Таганрог-авто» — пригородные и междугородные рейсы
  • ООО «Пассажиртранс» — Маршрутное такси
  • ООО «Южный город» — Маршрутное такси

Студенческая жизнь[]

Студенческий городок ТТИ ЮФУ расположен в исторической части г. Таганрога и включает в себя учебные корпуса и семь общежитий, где проживают более 2000 студентов и аспирантов.

В общежитиях имеются уютные кафе, в одном из общежитий находится университетский санаторий-профилакторий на 80 мест и медпункт.

На территории студенческого городка расположены три оборудованные спортивные площадки.

В студенческом городке создано единое информационное пространство – локальная компьютерная сеть, охватывающая все общежития и подключенная к институту. В 90% комнат общежитий есть персональные компьютеры. Это дает студентам доступ ко всем возможностям сети Интернет.

В студенческом клубе ТТИ ЮФУ занимается около двухсот студентов. Работают девять творческих коллективов: оркестр русских народных инструментов, ансамбль эстрадно-классического танца, эстрадный и духовой оркестр, драматический коллектив, студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ), ансамбль баянистов, фото-клуб, дискоклуб, ВИА. Силами коллектива клуба проводится множество студенческих традиционных праздников, ритуалов, юбилеев, вечеров отдыха, концертов, дискотек.

На черноморском побережье Кавказа, недалеко от г. Геленджик, находятся два студенческих лагеря «Витязь» и «Радуга», где по льготным путевкам каждый год имеют возможность отдохнуть около 450 студентов.

В «Витязе» студенты отдыхают в домиках почти на самом берегу моря. Рядом с «Витязем» находится межвузовский студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Радуга», в котором ежегодно отдыхают более 6000 представителей шести вузов России, в том числе и студенты ТТИ ЮФУ.

В горах Северного Кавказа расположен спортивно-туристический лагерь «Таймази», где студенты и сотрудники ТТИ ЮФУ имеют возможность заняться горным туризмом и лыжным спортом.

ТТИ ЮФУ предлагает студентам широкий выбор спортивных секций:

  • баскетбол;
  • волейбол;
  • футбол;
  • парусный спорт;
  • классическая борьба;
  • самбо и дзюдо;
  • тхэквондо;
  • бадминтон;
  • настольный теннис;
  • радиоспорт.
Advertisement